Думаю, нет необходимости подробно объяснять, зачем нужна дополнительная ёмкость наверху вторичной обмотки резонатора в катушке Тесла, обычно выполняемая в виде металлической сферы или тороида, а также их сочетаний. Вкратце, функции её таковы:
— снижение рабочей частоты за счёт изменения ёмкости во вторичном LC-контуре;
— значительное увеличение выходного напряжения за счёт гладкости (большого радиуса кривизны) поверхности;
— экранирование вторичной обмотки дополнительным электростатическим полем;
— формирование направления истечения разряда при помощи терминала;
— придание общему виду катушки классических форм и пропорций;
и многие другие. Часто с хорошим изготовлением этой ёмкости возникают проблемы разного рода, в основном упирающиеся в невозможность точной механической обработки в кустарных условиях. Я расскажу о нескольких способах сделать хороший тороид (сфера гораздо менее удобна для изготовления, и менее популярна) для катушки Тесла.
Способ 1, базовый: алюминиевая гофра.
Стандартная вентиляционная гофра из алюминия — классический способ сделать тор. Она дёшева, распространена, и легко обрабатывается. Единственная проблема с ней — крепёж краёв, а главный недостаток — низкая жизнестойкость: любое слабое механическое воздействие типа падения приводит к появлению на ней необратимых вмятин, безобразно портящих внешний вид и иногда функциональность.
Как сделать: берём фанеру, выпиливаем два одинаковых диска. Это будет центральная часть тороида. Если лень пилить, берём пластиковые поддоны от цветочных горшков. Сверлим по центру отверстия, насаживаем на шпильку с резьбой, проставляем где надо гайками и шайбами, фиксируем. Это основа тороида. Далее берём гофру, предварительно растягиваем её до нужной длины. Стоит учесть, что чем более растянута гофра, тем менее она прочна и тем хуже выглядит. Растянутую гофру оборачиваем вокруг основы и скрепляем краями саму с собой. На этом этапе полезно иметь четыре руки (т. е. скреплять гофру вдвоём): один держит, второй фиксирует. Фиксировать можно: алюминиевым скотчем по стыку, термоклеем по стыку, сшивать медным проводом. Можно изобрести что-нибудь ещё, главная задача — зафиксировать гофру. После этого этапа гофра приклеивается к основе в нескольких точках любым способом (я советую термоклей), чтобы устранить болтания. От центральной шпильки как угодно выводится гальванический контакт к собственно гофре — например, путём заклейки всей основы алюминиевым скотчем. Всё, тороид готов. Этим способом с несущественными вариациями сделаны 90% моих тороидов, и большая часть известных мне тороидов от других конструкторов.
no images were found
Способ 2, расширенный: шпатлевание.Довольно трудоёмкий способ, позволяющий получить хороший и почти профессионально выглядящий тор. Те, кто когда-либо занимался шпатлеванием, могут дальше не читать, а просто смотреть картинки. Для остальных же распишу что и как.
Сначала надо сделать тор из гофры по «базовому» способу. Далее берём самую обычную шпатлёвку (лучше сразу финишную), и равномерно при помощи шпателя обмазываем ей тор. Обмазывать надо достаточно густо, с заходом на основу, чтобы нигде не торчало алюминия.
Плюсы метода: тороид прочнее, гораздо лучше выглядит, более гладкий.
Минусы: весьма трудоёмко, тороид значительно больше весит, чем базовый из гофры.
no images were found
Способ три: паяный из меди/алюминия.
В CW-катушках, как, например, мои аудиокатушки, возникает новая проблема: сплошной алюминий гофры представляет собой единый замкнутый виток большой площади, и, в результате, наверху катушки Тесла, работающей в непрерывном режиме, чувствует себя как сковорода в индукционном нагревателе, раскаляясь порой до температур более сотни градусов Цельсия. Чтобы избежать этого, тороид можно делать не сплошным, а сетчатым. На рабочих частотах в сотни килогерц нет принципиальной разницы между ёмкостью цельного предмета и предмета той же формы, но состоящего из сетки. Приближённо можно представить себе такой предмет с точки зрения электрического поля как будто бы обтянутым резиной, слегка вогнутой внутрь ячеек сетки.
Два основных способа сделать сетчатый тор сводятся к следующим: а) сделать спираль из провода, после чего согнуть её в тор,
б) сделать несколько колец разных диаметров (концентрических с вертикальной проекцией тороида), после чего скрепить их перпендикулярными им кольцами, совпадающими по диаметру с диаметром трубы тороида.
Способ А значительно проще и не требует особых пояснений. Способ Б более трудоёмкий, особенно в случае алюминия, который очень трудно паять. Зато им можно сделать огромные тороиды для профессиональных катушек Тесла, выдерживающие переезды, удары и падения, при этом одновременно лёгкие и достойным образом выглядящие. При этом большой тороид такого рода можно сделать из толстого провода, допускающего аргонодуговую сварку, что сделает его практически неуничтожимым. Моделька на картинке чуть ниже изображает большой сварной тороид, от конструкторов из Lightning on Demand.
Способ 4: вращение
Самые лучшие, не имеющие аналогов тороиды, получаются при помощи изготовления вращением, т. н. spun toroids. Суть этого способа такова: в мощный двигатель, например, в токарный станок, зажимается специальная оправка из дерева или стали, а перед ней зажимается заготовка в виде круглого листа тонкого алюминия. Далее при помощи лома или подобного инструмента, зафиксированного относительно станины двигателя, оператор как бы намазывает алюминий на шаблон. В результате получается половинка тороида. Две таких половинки полируются, скрепляются любым удобным способом и получается замечательный, профессиональный и чрезвычайно приятный по виду и свойствам тор. Для полного понимания сути проще всего посмотреть два видео: http://www.youtube.com/watch?v=quvLVeWS3N4 и http://www.youtube.com/watch?v=kIslwnsfq3g. К сожалению, найти способного на такую работу мастера трудно, а готовые такие торы стоят невменяемых денег, растущих почти пропорционально его внутреннему объёму. У меня нет ни одного такого, а потому все фотографии их не мои (как и видео), и взяты из открытых источников в сети.
no images were found
Есть масса иных способов сделать тороид. Например, можно было бы рассказать про сварку его из полукруглых уголков труб, про обтягивание сеткой-рабицей автомобильной камеры, про крепление металлических труб-обручей проставками из пластика, про гальваническое покрытие формы, про штамповку гидроударом в пресс-форму, и множество иных. Но все они настолько мало популярны (ввиду специфичности применений), сопряжены с техническими трудностями и дорогостоящи, что проще предоставить интересующимся самим продумать при необходимости их подробности и процедуру изготовления. Нижеследующий снимок взят с tesladownunder.com.
Такие дела. Всем гладких торов, господа.
а вот между прочем у меня есть знакомый, который умеет «раскатывать» алюминий. однако, этил в последние годы, его совсем убил как личность. а посуду и прочие алюминевые прибамбасы раскатывал отлично на специальном станке предназначенном именно для таких работ.
А каким образом тороид крепится во всей конструкци?
И надо ли эту «катушку» куда-нибудь подключать?
Любым удобным. Я в последнее время использую резьбовое соединение из 8 мм шпильки и длинную гайку для соединения со вторичкой.
Я крепил тор на одном из своих устройств очень просто — диск из стеклотекстолита (можно любого прочного пластика) проклеен к торцу вторички, в центре диска отверстие, через отверстие проходит длинный болт М8, болт зафиксирован снаружи гайкой и соединён электрически с концом провода катушки вторичной обмотки, остаток резьбы болта применяется для крепления тора используя 2 гайки и 2 усиленных шайбы. Под одну из шайб при креплении тора подкладывается контакт идущий от тора, таким образом тор оказывается электрически соединён с концом вторичной обмотки.
В общем как то так:
http://azm.su/_/fs/7/f17-0.jpg
Для мелких устройств или там, где я считал, что мне не нужна большая ёмкость на конце вторичной обмотки и нужно только электростатическое экранирование, я делал тор из отрезка медной трубы, но можно и алюминиевой и гораздо большего диаметра. Думаю из мягкой медной тонкостенной трубы наружным диаметром, скажем 22мм, можно сделать очень годный тор для настольных конструкций.
Как то так:
http://azm.su/_/fs/3/f3-1.jpg
На фото тор сделан из трубки наружным диаметром 6 мм.
каким должен быть вторичная обмотка катушки лакированный или не лакированный ?
пим
Я нашел готовый тор для небольшой катушки корпус поломанного светильника практически шаровой с приплюснутым верхом. Если не важен эстетический вид то можно использовать кастрюлю причем можно самую тонкую которая стоит копейки или просто лежит как у меня без надобности.
а еще можно в бомжа переодеться и рядом сесть)
Как посчитать Ёмкость тороида?
заколебался я с этим торидом объязательно надо его шпатлёвкой покрыть?
можно ли использовать для него консерсатор ёмкостью 100 мкФ?
Есть способ штамповки холодной: сначала изготавливают штамп- матрицу, а потом ею выштамповывают из листа алюминия одну половинку тора, потом также такую же вторую, и далее между собой их скрепляют вместе и получают этим тороид! Ещё тороиды Тесла — делают иногда гальванопластикой!
Штамповка — без гидроудара!
Можно наверное и так тороид изготовить: Вылепляют из пластилина матрицу одной его половинки (циркульным способом при помощи шаблона-циркуля) и с наружи на неё вначале наклеивают слои бумаги, а потом на них наклеивают равномерно слои алюминиевого порошка (порошковая краска «серебрянка»), таким образом получают смесь огнеупорного клея и этого алюминиевого порошка и изготовленную из неё половинку тороида которую потом снимают с матрицы, и изготовив далее таким же способом вторую такую же половинку, их склеивают между собой краями этим же клеем а поверх него приклеивают на него алюминиевый порошок! Может и «потянет» такой тороид тоже!
он не должен быть гладким
Для прочности конструкции из алюминиевой гофры, нужно закачать туда полиуретановую пену.
Для мелкой катушки можно на токарном станке из алюминия выточить.