Работая последние несколько лет в области визуальных эффектов, связанных с четвёртым состоянием материи — плазмой, — я ещё в самом начале изысканий быстро сообразил, что размер имеет значение: чем больше плазменная скульптура, тем более ошеломительный эффект она производит на неподготовленного зрителя и впечатляет коллег и конкурентов в этой специфической области исследований.
К сожалению, единственным доступным материалом для запечатывания в них смесей разреженных инертных газов, обеспечивающих неповторимую красоту плазмы, было, есть и остаётся стекло, ввиду двух его свойств: более или менее (в сравнении с другими прозрачными материалами) очищаться и не создавать загрязнения (лететь, газить и т. п.) при вакуумировании и способности принимать практически любую мыслимую форму. Поскольку стеклодувное дело в принципе технологически сложный процесс, требующий многокиловаттных горелок, тяжёлой машинерии и производственных площадей, и, кроме того, переживает, в связи с распространением прозрачных пластиков, не лучшие времена, при первых экспериментах приходилось ограничиваться доступными изделиями из советской эпохи, в основном химической посудой — колбами, пробирками, тонкими стеклянными трубками и подобной мелочью, записи о которых можно в изобили найти в этом блоге (например, тут и тут). Однако, душа просила чего-то большего, и, наконец, появились средства для реализации этого желания.
Этот проект, уникальный, согласно имеющимся данным, для всего евразийского континента (и, соответственно, для России тоже), представляет собой стеклянную трубу высотой 2200 мм и диаметром 270 мм, заполненную смесью ксенона и криптона, формирующих эти характерные изгибы плазменного жгута, с добавкой паров йода, обеспечивающего синий цвет. Забегая вперёд, скажу, что нашей команде пришлось применить все полученные за время экспериментов со стеклом, плазмой и высокими напряжениями навыки, чтобы добиться успеха с изготовлением этой плазменной трубы. Многие эмпирические формулы, выведенные для мелких плазменных шаров, просто не работали при масштабировании. Тем не менее, всё получилось в лучшем виде, как нетрудно заметить по фотографиям.
Для трубы был разработан, спроектирован и изготовлен жёсткий корпус с пружинным креплением из поликарбоната, обеспечивающий её надёжную фиксацию в любых условиях — теоретически, её даже можно повесить вверх основанием или прикрепить к стене, без ущерба для функциональности или безопасности. Питание осуществляется серийным полумостовым инвертором собственной разработки, специально созданным для питания плазменных скульптур в диапазоне мощностей от 30 до 500 ватт. Сигнал с инвертора подаётся на высоковольтный трансформатор, также собственной разработки, вакуумно залитый изолирующим компаундом и проверенный на сутки непрерывной нагрузки на разряд в трубе на полной мощности.
При желании, в подобную плазменную трубу можно встроить бесчисленное множество различных усовершенствований, расширяющих диапазон создаваемых ей эффектов, от аудиомодуляции до беспроводного управления по wi-fi. Однако, поскольку это лишь первый экземпляр в будущей линейке подобных плазменных скульптур, мы решили ограничиться простым режимом работы «вкл-выкл» с таймером ожидания, который как нельзя лучше соответствует требованиям заказчика. При подаче питания труба начинает светиться голубоватым туманом в нижней части, а по нажатию кнопки на 30 секунд включается на полную мощность, позволяя в полной мере наслаждаться цветом и динамикой жгута, притягивающегося к пальцам при касании стекла, после чего ещё на 20 секунд труба выключается и не реагирует на нажатия.
В процессе изготовления я испробовал несколько различных составов газа, в порядке эксперимента — розовый, сине-розовый, красный и другие. Часть из них можно посмотреть на фотографиях ниже.
7 ответов на Гигантская плазменная труба