Ж/Д трансформаторы – «свиньи»

Хороший питающий трансформатор для катушки или иной неблаговидной конструкторско-высоковольтной задачи найти ой как непросто. Микроволновочные трансы, они же моты, казалось бы, хороши — но греются, быстро мрут, имеют безобразно низкую выходную напругу в два киловольта. НСТ — трансы от рекламы — слабенькие и не выносят высокочастотной дряни, хотя совершенно не нагреваются. К счастью, есть сложное, но оптимальное решение, избавляющее жаждущих разрядов от необходимости наматывать транс самому. Называется оно «свинья», от «polepig», и являет собой понижающий железнодорожный трансформатор, который любит обитать на столбах неподалёку от ж/д переездов и питать светофоры, лампочки, стрелки, шлагбаумы и прочие домики станционных смотрителей. В своей официальной ипостаси они понижают напряжение линии до сетевого, а, попав в загребущие лапы нас, оказываются включенными наоборот, повышая сетевое до напряжения линии Ж/Д.
Минусы — тяжёлый, с маслом, трудно найти, большой, поджаривает за милую душу неосторожных ньюфагов. Плюсы — почти неуничтожим (грозозащиту на 60 киловольт не хотите?), офигенные мощность и запас мощности (номинально четырёхкиловаттный транс при питании катушки спокойно восемь киловатт), идеальное выходное напряжение (6-10 киловольт), оптимальная мощность (от 1.25 квт до 10 квт). Кстати, скручивать их со столбов крайне не рекомендуется моим старым другом электриком Васей, которому придётся соскребать со столба вашу тушку и менять предохранители на линии. Лучше найдите ушлого железнодорожника и добудьте искомое у него; цена вопроса вполне приемлема и обратно пропорциональна ушлости товарища.

Мне посчастливилось пропустить через себя три свиньи, две из которых обитают и поныне. Это ОМ-2,5/10, ОМП-4/10 и измерительный НОМ-0,68/10.

Первый, ОМ-2,5 имел весьма необычную форму, мощность в 2.5 киловатта и максимальное напряжение на выходе в 10 киловольт. Вес неизвестен, но, похоже, около 70-85 килограмм. Будучи добыт, он долгое время бездействовал (если не считать пары пущенных дуг), но потом Ёж предложил подрубить его к строившейся тогда моей большой катушке. Результат настолько превзошёл все ожидания, что я проникся горячей любовью к трансику и некоторое время питал им катушку, после чего тот в результате ряда взаимообменов уехал к упомянутому Ежу.

ОМП-4/10 — здоровенный стокилограммовый квадратный гроб. Добыча его была целой эпопеей, которой здесь немного не место, а уж как я его тащил до логова… В общем, это четыре киловатта и 10 киловольт напряжения, а также сто килограмм веса. Мощная и злобная штуковина. Дуг с него не пускали, во избежание возгорания проводки и выноса автоматов (те, боюсь, не пережили бы такого издевательства и отрубились бы). На настоящий момент успешно кормит Большую Катушку и вызывает зависть у Ежа.

НОМ-0,68/10 — измерительный трансформатор с коэффициентом трансформации ровно 100. То есть при 100 вольтах на первичной обмотке он даст 10 кВ на вторичной. Штучка приятна для получения чётко известного напряжения без киловольтметра: 50 вольт на первичке — 5 киловольт на вторичке, 120 вольт на первичке — 12000 на вторичке. Но малая мощность и дикое перенасыщение при питании прямо от сети делают его малопригодным для катушек, так что лучше всего им заряжать конденсаторы, проверять диоды и использовать, короче говоря, там, где важно точное значение напряжения. Был честно куплен на рынке. Весит 36 кило.

Следует помнить, что если МОТ или НСТ ещё могут вам простить случайное касание, то эта штука — нет.

Кстати, вот так выглядят пущенные с ОМП-2,5 дуги. Чтоб был ясен масштаб: расстояние между болтами рогов — порядка 25 сантиметров.

А ещё в порядке эксперимента был разобран и осушен этот же ОМ-2,5. Вот что у него внутрях.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

19 ответов на Ж/Д трансформаторы – «свиньи»

  1. Петька says:

    Остаётся только удивлятся, откуда и как такая техника попадает в «загребущие лапы вас»… Как будто с неба валится. У нас тут конденсаторы не то что к тесле, к умножителю не найдёшь. А уж МОТ (я не говорю про трансформаторы, упомянутые выше) по всему городу не сыщешь. Самому чего намотать — так проволки нету. Вот и обходишься тут только фольгой да бумагой..

    • admin says:

      А как же заказывать по интернету? Все компоненты к катушке можно купить по почте, притом даже не за бешеные деньги.

  2. kirua says:

    Уважаемый админ, скажи, ты в сеть включал ОМ-2,5, и сколько он потребляет ампер. Просто я тоже скоро такой себе найду.

    • admin says:

      Включал, даже дуги пускал. На дугу потребляет киловатт пять, не меньше, так что осторожнее.

  3. kirua says:

    спасибо что подсказал

  4. Аноним says:

    сколько сопротивление первички свиньи?

  5. Аноним says:

    Скажите, а какова примерноя стоимость «свиньи» в хорошем состоянии (хотя бы порядок цен)?

  6. Фон Вольтер says:

    А где я могу купить Ж/д трансформатор ОМ 2,5 не за бешеные деньги?

  7. Александр says:

    Есть такие на 27.5 кВ! Водятся на ЖД, электрифицированных на переменном токе, рядом с описанными тут 10-0.23. Примерчики
    http://fotkidepo.ru/?id=photo:889327
    http://fotkidepo.ru/?id=photo:889330

  8. Роман says:

    На последнем фото с дугами, пассатижи «не кусались» там обычно пишут 1000в ?

  9. Hitman says:

    Были трансы непомню как зволись но были они на заводах на силовых высоковольтных установках так вот свиньям с жд делать нечего кто хочит их достать смотрите на заброшеннных заводах их там много но будте осторожны они на 15KV и на от10 до 30KW вес дофига но на теслу лучше не найти молнии не описуемы но общая линия гаснет так что следити за проводами.

  10. Александр says:

    Есть ЖД «свины» и на 27.5 кв — водятся на дорогах, электрифицированных на переменном токе, питаются от контактной сети и служат резервом для питания СЦБ в случае аварии линии 3*10 кВ.

  11. Петреныч says:

    Уважаемый админ, вы писали, что НОМ-10 от сети уходит в насыщение. Вопрос — его разве по стенкам размазать не должно от 22кВ на выходе при 10к расчетного?

    Вопрос не праздный — нашел в продаже в своем городе по 3000 рублей. Адекватна ли цена?

    Задача — зарядка батареи импульсных высоковольтных неполярных конденсаторов напряжением от 3 до 24кВ.

  12. tohich010 says:

    НОМ-10 вполне пригодный транс. Имеется ном-6, так вот если на первичку подавать не 220в что очевидно введет его в насыщение, а 100в, как на нем написано, то со вторички можно снимать не малую мощность. Во всяком случае, мощнее нынешних мотов, хоть и имеет номинальную мощность 0.2кВа.

  13. тета сигма says:

    р

  14. тета сигма says:

    а можно ли самому сделать трансформатор с выходом хотя бы 2 кв от 220в
    и какое напряжение должно быть на 10 витков у такого трансформатора
    и насколько важен размер сердечника

  15. тета сигма says:

    и какой формы сердечник желательно делать стержневой или броневый

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.