Хороший питающий трансформатор для катушки или иной неблаговидной конструкторско-высоковольтной задачи найти ой как непросто. Микроволновочные трансы, они же моты, казалось бы, хороши — но греются, быстро мрут, имеют безобразно низкую выходную напругу в два киловольта. НСТ — трансы от рекламы — слабенькие и не выносят высокочастотной дряни, хотя совершенно не нагреваются. К счастью, есть сложное, но оптимальное решение, избавляющее жаждущих разрядов от необходимости наматывать транс самому. Называется оно «свинья», от «polepig», и являет собой понижающий железнодорожный трансформатор, который любит обитать на столбах неподалёку от ж/д переездов и питать светофоры, лампочки, стрелки, шлагбаумы и прочие домики станционных смотрителей. В своей официальной ипостаси они понижают напряжение линии до сетевого, а, попав в загребущие лапы нас, оказываются включенными наоборот, повышая сетевое до напряжения линии Ж/Д.
Минусы — тяжёлый, с маслом, трудно найти, большой, поджаривает за милую душу неосторожных ньюфагов. Плюсы — почти неуничтожим (грозозащиту на 60 киловольт не хотите?), офигенные мощность и запас мощности (номинально четырёхкиловаттный транс при питании катушки спокойно восемь киловатт), идеальное выходное напряжение (6-10 киловольт), оптимальная мощность (от 1.25 квт до 10 квт). Кстати, скручивать их со столбов крайне не рекомендуется моим старым другом электриком Васей, которому придётся соскребать со столба вашу тушку и менять предохранители на линии. Лучше найдите ушлого железнодорожника и добудьте искомое у него; цена вопроса вполне приемлема и обратно пропорциональна ушлости товарища.
Мне посчастливилось пропустить через себя три свиньи, две из которых обитают и поныне. Это ОМ-2,5/10, ОМП-4/10 и измерительный НОМ-0,68/10.
Первый, ОМ-2,5 имел весьма необычную форму, мощность в 2.5 киловатта и максимальное напряжение на выходе в 10 киловольт. Вес неизвестен, но, похоже, около 70-85 килограмм. Будучи добыт, он долгое время бездействовал (если не считать пары пущенных дуг), но потом Ёж предложил подрубить его к строившейся тогда моей большой катушке. Результат настолько превзошёл все ожидания, что я проникся горячей любовью к трансику и некоторое время питал им катушку, после чего тот в результате ряда взаимообменов уехал к упомянутому Ежу.
ОМП-4/10 — здоровенный стокилограммовый квадратный гроб. Добыча его была целой эпопеей, которой здесь немного не место, а уж как я его тащил до логова… В общем, это четыре киловатта и 10 киловольт напряжения, а также сто килограмм веса. Мощная и злобная штуковина. Дуг с него не пускали, во избежание возгорания проводки и выноса автоматов (те, боюсь, не пережили бы такого издевательства и отрубились бы). На настоящий момент успешно кормит Большую Катушку и вызывает зависть у Ежа.
НОМ-0,68/10 — измерительный трансформатор с коэффициентом трансформации ровно 100. То есть при 100 вольтах на первичной обмотке он даст 10 кВ на вторичной. Штучка приятна для получения чётко известного напряжения без киловольтметра: 50 вольт на первичке — 5 киловольт на вторичке, 120 вольт на первичке — 12000 на вторичке. Но малая мощность и дикое перенасыщение при питании прямо от сети делают его малопригодным для катушек, так что лучше всего им заряжать конденсаторы, проверять диоды и использовать, короче говоря, там, где важно точное значение напряжения. Был честно куплен на рынке. Весит 36 кило.
Следует помнить, что если МОТ или НСТ ещё могут вам простить случайное касание, то эта штука — нет.
Кстати, вот так выглядят пущенные с ОМП-2,5 дуги. Чтоб был ясен масштаб: расстояние между болтами рогов — порядка 25 сантиметров.
А ещё в порядке эксперимента был разобран и осушен этот же ОМ-2,5. Вот что у него внутрях.
no images were found
19 ответов на Ж/Д трансформаторы – «свиньи»